Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Апрель, 2021
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель, 2021
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

15.03.2021

Арно Бабаджанян

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского композитора и пианиста, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна.
Арно Бабаджанян получил прекрасное академическое образование – выпускник музыкальной школы для одаренных детей в родном Ереване, училища им. Гнесиных, которое окончил до войны по фортепиано у Е.Ф, Гнесиной и композиции у В.Я. Шебалина, и двух консерваторий: Ереванской по классу композиции у профессора В.Г. Тальяна (1947) и Московской по классу фортепиано у профессора К.Н. Игумнова (1948).
В 40-е – 50-е годы Бабаджанян работал в основном в академических жанрах. К композитору рано пришло признание: в 1947 он стал лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (за фортепианные пьесы «Прелюдия», «Вагаршапатский танец» и «Токката»), а в 1951, в 30 лет, был удостоен высшей награды для деятелей искусства — Сталинской премии (получил премию III степени за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром).
В конце 40-х – начале 50-х годов композиторская школа Армении переживала блестящий расцвет. В те годы сложилась «Армянская могучая кучка» — круг пяти композиторов (Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян), родившихся в 1920–1921 гг. и вслед за А.И. Хачатуряном продолживших традиции армянской национальной композиторской школы. Почти все они (кроме А. Худояна) стали впоследствии народными артистами СССР. Особенно тесное содружество связывало Бабаджаняна и Арутюняна. Их произведения для двух роялей — «Армянская рапсодия» (1950) и «Праздничная» (1960, с ударными инструментами) — до сих пор необычайно популярны.
Великолепный пианист, Арно Арутюнович написал много фортепианных сочинений (в классическом и эстрадном жанрах). В них, возможно, более чем в других, Бабаджанян раскрывается как художник исключительно разносторонний, владеющий самыми разными стилями и техниками композиции, сочетающий национальный колорит и достижения русской (Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев) и европейской (Дебюсси, Равель) классики. К примеру, цикл «Шесть картин» — пример оригинального подхода к использованию додекафонии: совмещения ее с ярко выраженным фольклорным началом, народными интонациями, ритмами и приемами игры на национальных инструментах.
«Поэма» для фортепиано была обязательным произведением на Третьем международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 1966 г.
В наследии Арно Бабаджаняна — «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра, Концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром (виолончельный посвящен М.Л. Ростроповичу), три струнных квартета (третий, написанный в 1976 году, посвящен памяти Д.Д. Шостаковича), фортепианное трио, скрипичная соната (посвящена Шостаковичу), мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце», несколько балетов, музыка к полутора десяткам кинофильмов.
Музыку Бабаджаняна исполняли пианисты Эмиль Гилельс, Лев Власенко, Светлана Навасардян, Александр Гиндин; скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган, Рубен Агаронян, Валерий Климов, Эдуард Грач, Гайк Казазян; виолончелисты Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Нарек Ахназарян; фортепианный дуэт Riga piano duo, многие другие прославленные солисты; дирижеры Евгений Мравинский, Оган Дурян, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Юрий Силантьев, Юрий Симонов, Альгис Жюрайтис, Валерий Гергиев, Валерий Халилов, Павел Сорокин…
И все же прославился Арно Бабаджанян, прежде всего, благодаря превосходным лирическим песням, которые стали всенародными шлягерами. Они звучали ежедневно по радио и телевидению, в многотысячных концертных залах и спортивных аренах, в ресторанах и маленьких придорожных кафе, выходили миллионными тиражами на грампластинках. «Благодарю тебя», «Будь со мной», «Верни мне музыку», «Год любви», «Голубая тайга», «Загадай желание», «Зимняя любовь», «Королева красоты», «Лучший город земли», «Не спеши», «Ноктюрн», «Песня первой любви», «Позови меня», «Пока я помню, я живу», «Свадьба», «Сердце на снегу», «Твои следы», «Чертово колесо»… — эти и многие другие песни Бабаджаняна на стихи таких поэтов, как Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Леонид Дербенев, Анатолий Горохов, Михаил Пляцковский, Гарольд Регистан, Николай Добронравов, Андрей Дементьев, Михаил Танич, пели самые популярные исполнители: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Георг Отс, Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский, Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, София Ротару, Владимир Трошин, Ренат Ибрагимов, Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, квартет «Аккорд», Анна Герман, Карел Готт, Мирей Матье, Лили Иванова, Радмила Караклаич, Ежи Поломски, Джордже Марьянович, Жан Татлян.
Любое из этих названий, как и имен вызывает ностальгию по уникальному, единственному в своем роде и, пожалуй, в истории музыки ХХ века жанру советской эстрадной песни, которая, к счастью, не ушла в небытие вместе с СССР, но продолжает свою жизнь и сегодня. Как продолжает жить и звучать взволнованная и поэтичная, искренняя и страстная музыка Арно Бабаджаняна.
К 100-летию композитора его именем была названа одна из улиц Краснодара.
Центральный банк Армении к памятной дате Арно Бабаджаняна выпустил коллекционную монету достоинством 1000 драм. Планируется открытие музеев А. Бабаджаняна в Ереване и Москве, издание полного собрания сочинений композитора, выпуск коллекционных CD и DVD.

Календарь
Апрель, 2021
Вход
Ваш отзыв