Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

21.10.2019

Эдуард Артемьев

Эдуард Артемьев - известный советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации. Четырехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации. Лауреат Государственной премии РСФСР. Признан композитором-классиком и основателем отечественной школы электронной музыки. Эдуард Артемьев работает в разных жанрах, его творческое наследие многогранно - оперы, оратории, кантаты, симфонии, сочинения для различных инструментов, музыка к спектаклям. Композитор написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Э. Артемьев широко известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, в его творческом арсенале есть и музыка к зарубежным фильмам.
С Ярославлем Эдуарда Артемьева связывает многолетнее творческое сотрудничество. Музыка композитора неоднократно звучала в исполнении Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра. В 2011 году в Ярославской филармонии состоялась мировая премьера сюиты к фильму А. Кончаловского “Щелкунчик”, на которой присутствовал сам маэстро. Накануне премьеры в ЯМУ (колледже) им. Л.В. Собинова прошел мастер-класс и творческий вечер композитора. В 2019 году в рамках XXVII Международного фестиваля искусств “Преображение” при участии ЯАГСО прошла всероссийская премьера сочинения Эдуарда Артемьева “Девять шагов к Преображению” для хора, солистов, оркестра и органа.
***
Эдуард Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову.
Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини ...
Сочинять музыку юноша начал в стенах Московского хорового училища, где он обучался под руководством Мераба Парцхаладзе, организовавшего факультативный курс композиции. В 1955 году он стал выпускником этого училища, которое сейчас носит название "Академия хорового искусства имени В.С. Попова".
А спустя пять лет Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Юрия Шапорина и Николая Сидельникова).
Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка.
В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев трудился в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся изучением истории и теории, написав "Заметки об электронной музыке".
В 1966 году был сотрудником первой в стране студии по созданию электронной музыки и представил миру свое произведение под названием "Мозаика", которое по достоинству оценили на различных музыкальных фестивалях Европы.
Сочинения Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В это время им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом", симфоническая сюита "Хороводы", сюита для женского хора и оркестра "Лубки", кантата "Вольные песни", одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме "За мертвыми душами".
В его ранних электронных композициях, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы: "В космосе", "Звездный ноктюрн", "Этюд".
"Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр". По уникальности технического замысла она отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.
В 1970-1980-е годы Эдуард Артемьев написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы; рок-композицию "Мираж"; поэму для рок-ансамбля "Человек у огня"; кантату "Ритуал" ("Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл "Тепло земли"; три поэмы для сопрано и синтезатора  – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы".
Его сочинения звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.
А композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже в 1989 году.
Кроме того, талантливый композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне, которые были отмечены медалями.
"Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, - писала газета "Diario de Lisboa" об Артемьеве. - Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии".
В 1990 году российская компания "Электрошок Рекордз" выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа "Музыкальные приношения" и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли "Мозаика" и "12 взглядов на мир звука" Артемьева).
В начале 1960-х годов электронными опытами Эдуарда Артемьева заинтересовались кинематографисты. Его музыкальные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием, сначала использовались в кинолентах о космосе. Первой картиной композитора стал фантастический фильм "Мечте навстречу" Михаила Карюкова и Отара Коберидзе.
Вскоре его пригласил на съемочную площадку режиссер Самсон Самсонов. Предполагалось, что Артемьев исполнит эпизодическую роль, но в итоге он стал автором саундтреков картины "Арена", в центре сюжета которой оказался цирк в оккупации.
С тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь музыканта, став для него, по его собственному признанию, "прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов". Эдуард Артемьев - один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронное звучание в кинофильмах.
Большой популярностью пользовались пластинки с записью киномузыки Эдуарда Артемьева, в частности, диск-альбомы "Картины-настроения" и "Картины-настроения. II", куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск "Территория любви" с музыкой к фильмам Никиты Михалкова.
Сочинения Артемьева вызвали большой интерес и за рубежом. Во Франции была выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала Андрея Кончаловского "Сибириада", компакт-диски к картинам Михалкова "Урга" и "Утомленные солнцем", а в США - "Ближний круг" с музыкой к кинолентам Кончаловского.
В Голландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция "Посвящение А. Тарковскому", специально написанная для этого случая.
В 2000 году французская компания "Musea" переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании "Мелодия" вокально-инструментальную композицию "Тепло земли" на стихи Юрия Рытхэу.

Эдуард Артемьев является автором музыки более чем к 30-ти театральным постановкам. Среди них: "Идиот" и "Статья", поставленным в Центральном академическом театре Российской армии; "Кресло" и "Платонов" – в Театре под руководством Табакова; "Приключения капитана Батса" – в Рязанском детском театре; "Преступление и наказание" – в Санкт-Петербургском театре современной оперы.
Эдуард Николаевич принял участие в спектакле "Гамлет", постановку которого Андрей Тарковский осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком").
В 2000 году композитор завершил работу над оперой "Преступление и наказание" по одноименному роману Федора Достоевского (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Поставлена театральной компанией АНО "Театр мюзикла". "Получилась полистилистика. Раскольников - это как бы рок-музыкант с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. А вот Свидригайлов дан в эстрадной стилистике. Это для меня две стороны одного героя. И все положено на большой состав симфонического оркестра. Есть элементы народной музыки: на Сенной площади гармошки играют...", - поясняет Артемьев.
Среди зарубежных проектов можно выделить: "Механическое пианино" в Teatro di Roma  и "Чайка" в парижском театре "Одеон".
 
Звания, награды и премии:
•Малая Золотая медаль ВДНХ за музыкальную композицию "Мозаика" (1968)
•Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985)
•Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за фильм "Курьер"
•Почетный гражданин г. Балтимор (США, 1988)
•Лауреат трех Государственных премий в области литературы и искусства (1993, 1995, 1999) за художественные кинофильмы "Урга — территория любви", "Утомленные солнцем" и "Сибирский цирюльник"
•Народный артист России (1999)
•Лауреат трех премий "Ника" за лучшую музыку к фильму (1995, 2004, 2008) ("Лимита", "Водитель для Веры", "12")
•Лауреат пяти премий "Золотой орел" за лучшую музыку к фильму (2007, 2008, 2012, 2014, 2015) ("Доктор Живаго", "12", "Дом", "Легенда N 17", "Солнечный удар")
•Лауреат премии "Искусство объединения Человека и информации" в номинации "Искусство" (2000)
•Лауреат премии "Святой Георгий" XXIII Московского международного кинофестиваля "За выдающийся вклад в мировой кинематограф" (2001)
•Премия имени М. Таривердиева (1999) за музыку к фильму "Мама"
•Приз имени М. И. Глинки (2011) за музыку к фильму "Тихая застава"
•Приз жюри и Российского авторского общества имени Андрея Петрова (2011) за музыку к фильму "Тихая застава"
•Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (16 августа 2013 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
•Премия "Человек года" (2015)
•Член Союза композиторов России и Союза кинематографистов РФ
•Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

 

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв