Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Январь, 2020
пвсчпсв
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Январь, 2020
пвсчпсв
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

23.12.2019

Леонид Исаакович Ройзман (1915-1989)

Леонид Исаакович Ройзман - органист, пианист, педагог, музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982).
Л.И. Ройзман сыграл беспрецедентную роль в развитии советского органного искусства. К началу его деятельности как органиста в нашей стране было всего два концертных органа (Зал им. Глазунова в Ленинградской консерватории и Большой зал Московской консерватории). Организовав в 1958 году постоянную комиссию по органостроению, Леонид Исаакович вёл активную работу по установке новых и реставрации и реконструкции старых инструментов. За тридцать лет его стараниями было установлено около 60 концертных органов и практически во всех столицах союзных республик и крупных городах страны, включая Сибирь и Среднюю Азию. В 1974 году благодаря деятельности Л.И. Ройзмана появился орган и в Ярославле. 10 декабря 1974 года состоялась торжественная церемония приемки органа Государственной комиссией Министерства культуры СССР, а 11 декабря - первый органный концерт в Ярославле. С 1997 года в Ярославле проводится Международный органный фестиваль имени Л.И. Ройзмана.
Л.И. Ройзман стоял у истоков формирования национальных исполнительских органных школ. Среди его учеников — Леопольд Дигрис в Литве, Этери Мгалоблишвили в Грузии, Владимир Тебенихин в Казахстане, а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых Н. Н. Гуреева (р. 1936) — профессор Московской консерватории, возглавила органный класс после смерти Ройзмана, заслуженная артистка и деятель искусств России; Г. И. Козлова (1937—1997) — профессор и основатель органного класса Нижегородской консерватории; О. Г. Янченко (1939—2002) — профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии, народный артист РФ; Г. В. Семёнова (р. 1939) — преподаватель органа Академического музыкального училища, заслуженный работник культуры РФ; А. Е. Майкапар (р. 1946) — заслуженный артист РФ; Р. К. Абдуллин (р. 1950) — ректор Казанской консерватории, народный артист Республики Татарстан, народный артист и заслуженный деятель искусств РФ; Л. Б. Шишханова (р. 1947) — доцент Московской консерватории, народная артистка РФ; А. В. Фисейский (р. 1950) — основатель органного класса в РАМ имени Гнесиных в Москве, заслуженный артист РФ; А. А. Паршин (р. 1957) — профессор Московской консерватории, заслуженный артист и деятель искусств РФ; А. С. Семёнов — доцент Московской консерватории, заслуженный артист РФ; М. Н. Чебуркина (р. 1965) — российско-французская органистка, доктор искусствоведения, кавалер Ордена искусств и литературы Франции.
Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которого составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.
Нельзя не отметить и выдающуюся роль Леонида Исааковича как исследователя органной культуры России. В течение 30 лет он по крупицам собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал уникальный труд «Орган в истории русской музыкальной культуры», буквально перевернувший представления по этому вопросу. Книга была издана в 1979 году и переиздана в 2001 году.  Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики. Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.
В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна, фортепианные концерты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, свыше 500 произведений разных композиторов для учащихся и др. Кроме того, Ройзман был членом международной редакционной коллегии Нового собрания сочинений И. С. Баха.

 

Календарь
Январь, 2020
пвсчпсв
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Вход
Ваш отзыв