Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Апрель, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

23.12.2019

Леонид Исаакович Ройзман (1915-1989)

Леонид Исаакович Ройзман - органист, пианист, педагог, музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1982).
Л.И. Ройзман сыграл беспрецедентную роль в развитии советского органного искусства. К началу его деятельности как органиста в нашей стране было всего два концертных органа (Зал им. Глазунова в Ленинградской консерватории и Большой зал Московской консерватории). Организовав в 1958 году постоянную комиссию по органостроению, Леонид Исаакович вёл активную работу по установке новых и реставрации и реконструкции старых инструментов. За тридцать лет его стараниями было установлено около 60 концертных органов и практически во всех столицах союзных республик и крупных городах страны, включая Сибирь и Среднюю Азию. В 1974 году благодаря деятельности Л.И. Ройзмана появился орган и в Ярославле. 10 декабря 1974 года состоялась торжественная церемония приемки органа Государственной комиссией Министерства культуры СССР, а 11 декабря - первый органный концерт в Ярославле. С 1997 года в Ярославле проводится Международный органный фестиваль имени Л.И. Ройзмана.
Л.И. Ройзман стоял у истоков формирования национальных исполнительских органных школ. Среди его учеников — Леопольд Дигрис в Литве, Этери Мгалоблишвили в Грузии, Владимир Тебенихин в Казахстане, а также большое количество концертирующих российских органистов и преподавателей органа, в числе которых Н. Н. Гуреева (р. 1936) — профессор Московской консерватории, возглавила органный класс после смерти Ройзмана, заслуженная артистка и деятель искусств России; Г. И. Козлова (1937—1997) — профессор и основатель органного класса Нижегородской консерватории; О. Г. Янченко (1939—2002) — профессор Московской консерватории, солист Московской филармонии, народный артист РФ; Г. В. Семёнова (р. 1939) — преподаватель органа Академического музыкального училища, заслуженный работник культуры РФ; А. Е. Майкапар (р. 1946) — заслуженный артист РФ; Р. К. Абдуллин (р. 1950) — ректор Казанской консерватории, народный артист Республики Татарстан, народный артист и заслуженный деятель искусств РФ; Л. Б. Шишханова (р. 1947) — доцент Московской консерватории, народная артистка РФ; А. В. Фисейский (р. 1950) — основатель органного класса в РАМ имени Гнесиных в Москве, заслуженный артист РФ; А. А. Паршин (р. 1957) — профессор Московской консерватории, заслуженный артист и деятель искусств РФ; А. С. Семёнов — доцент Московской консерватории, заслуженный артист РФ; М. Н. Чебуркина (р. 1965) — российско-французская органистка, доктор искусствоведения, кавалер Ордена искусств и литературы Франции.
Как органист Леонид Ройзман много концертировал как в республиках СССР, так и за рубежом. Его широкий репертуар, основу которого составляли произведения И. С. Баха и его предшественников, включал произведения разных эпох и стилей, в том числе произведения советских композиторов.
Нельзя не отметить и выдающуюся роль Леонида Исааковича как исследователя органной культуры России. В течение 30 лет он по крупицам собирал ценнейший материал, изучая архивы, летописи, первые русские печатные издания, огромное количество периодики, начиная со 2-й половины XVIII века. Результатом этой деятельности стал уникальный труд «Орган в истории русской музыкальной культуры», буквально перевернувший представления по этому вопросу. Книга была издана в 1979 году и переиздана в 2001 году.  Кроме этого, им были написаны книга «Органная культура Эстонии» и большое количество статей по вопросам исполнительства и фортепианной педагогики. Регулярно выступая в печати по вопросам истории органостроения и обучения органистов, Ройзман способствовал привлечению внимания советских музыкантов и слушателей к подобной проблематике.
В отличие от стран, где орган вовлечён в богослужение, в связи с антирелигиозной советской пропагандой орган в СССР получил роль сугубо светского концертного музыкального инструмента. Ройзман заботился о расширении светского отечественного органного концертного репертуара, привлекая современных композиторов и делая разного рода обработки для органа. Результатом его усилий, в частности, стал выпуск двух томов антологии «Советская органной музыка» (1971, 1974). В его редакции также были опубликованы ряд клавирных сочинений Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, серия «Старые мастера» из 6 выпусков, фортепианные сонаты Й. Гайдна, фортепианные концерты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. А. Римского-Корсакова, С. М. Ляпунова, Э. Мак-Доуэлла, свыше 500 произведений разных композиторов для учащихся и др. Кроме того, Ройзман был членом международной редакционной коллегии Нового собрания сочинений И. С. Баха.

 

Календарь
Апрель, 2024
Вход
Ваш отзыв