Новости Афиша О филармонии Контакты   Тел. кассы: (4852) 30-92-65
Календарь событий
Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
2017









С гастролями на родину: концерт Алексея Корниенко и Елены Денисовой в Ярославле

Незаурядным событием для Ярославской филармонии и всех почитателей академического искусства стали гастроли двух замечательных австрийских музыкантов, русских по происхождению, но с 1990-х проживающих и ведущих активную творческую деятельность в Европе. Концерт для скрипки Й.Брамса и «Шотландская симфония» Ф.Мендельсона прозвучали в Концертном зале им. Л.В.Собинова 28 января под руководством маэстро Алексея Корниенко, ныне главного дирижёра Софийской филармонии. В качестве солистки выступила Елена Денисова. Накануне, в Ярославском музыкальном училище состоялись мастер-класс по скрипке и творческая беседа для студентов, которые могли задать музыкантам любые интересующие их вопросы. Алексей и Елена ответили и на наши вопросы об их творческой жизни.

Алексей Корниенко

Пианист и дирижёр. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, Лауреат I Рахманиновского конкурса (1983). С 1986 по 1990 годы преподавал в МГК. С 1990 года живет в Австрии. Дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского, сотрудничал с Мюнхенским симфоническим оркестром, Королевским Филармоническим оркестром (Англия), Берлинским симфоническим оркестром. С 2009 года и по настоящее время Алексей Корниенко – главный дирижёр оркестра Софийской филармонии.

- Алексей, Вы пианист и дирижёр, как сочетаются две эти составляющие? Что на первом месте?

В настоящий момент, наверно, дирижирование преобладает. Но, в общем, я постоянно играю камерно-музыкальные и сольные программы. По количеству концертов нельзя считать, потому что это совершенно разного рода деятельность: надо готовиться и к одному и к другому. Чтобы играть на рояле, надо заниматься так или иначе каждый день, независимо от того, когда концерт
- через неделю или через полтора месяца.

- Когда началась ваша дирижёрская деятельность?

С переезда в Австрию. До этого я учился дирижированию и всегда, собственно говоря, видел себя дирижёром. Я дирижёр от рождения. Но потом так жизнь сложилась, что я стал преподавать в Московской консерватории и дирижирование отложил. Моим первым учителем по дирижированию был Вахтанг Жордания, когда я работал и преподавал в Харькове в студии искусств. Он в то время был главным дирижёром, с ним я занимался три года. Другим своим учителем могу назвать Юрия Ивановича Симонова.

- Помните свой первый концерт, где вы выступили в качестве дирижера?

Помню очень хорошо. Когда я уехал в Австрию и мы с супругой организовали камерный оркестр, вот с этим оркестром и состоялся мой первый концерт. Это было весной 1991 года. Потом меня приглашали как концертмейстера помогать в постановке современной оперы в камерный музыкальный театр, а на следующий год меня пригласили в качестве дирижёра. Вот собственно так всё и началось.

- Есть ли у вас кумиры среди дирижёров?

Есть очень много хороших музыкантов. Но я вообще человек, который не склонен создавать кумиров. Универсальных людей не существует. Меня убеждает и привлекает талантливое исполнение, и мне всё равно как зовут этого человека, он может быть и совершенно неизвестен.

- Как вы составляете программу для своих выступлений?

В дирижёрской деятельности достаточно часто бывает так, что просто заказывают программу. Можно конечно отказаться, если это совсем не по тебе. Всегда нужно учитывать особенности оркестра, репертуарную политику филармонии, интересы слушателей. А, что касается моих творческих привязанностей, то, наверное, это Бетховен и Рахманинов. Но это не значит, что их музыку я играю намного чаще.

- А современная музыка Вас интересует?

Да, очень. У меня более 30 мировых премьер, в том числе и оперных, записано очень много дисков, которые являются первыми исполнениями. Современная музыка – это совершенно отдельная тема, которой я занимаюсь серьёзно. Я считаю, что это просто обязанность современного музыканта.

- Как вам кажется, существует ли сегодня проблема восприятия академической музыки слушателями?

Интерес к высокому искусству всегда был и остаётся одним и тем же. Я не думаю, что что-то действительно кардинально поменялось или поменяется. Всегда есть люди, которые интересуются серьёзным высоким искусством, это примерно пять процентов от всего населения.
Как правило, публика на концертах академической музыки достаточно возрастная, я нигде не встречал такого, чтобы на концертах симфонической музыки зал был наполнен молодыми людьми.

- А как же европейские концерты на открытом воздухе?

Это не концерты, а шоу. Действительно и в Берлине, и в Вене проходят концерты на открытом воздухе, которые собирают по семь-восемь тысяч человек, в том числе и молодёжь. Но это уже не концерт, а общение людей, здесь происходит примерно то же самое, что на поп-концерте. На открытом воздухе мне приходилось выступать достаточно много, даже целый фестиваль с моим близким другом Францем Хуммелем мы проводили в Германии, там играли много современной музыки.

- С какими оркестрами вам интереснее работать: с российскими или зарубежными?

Интересно со всеми, ведь все разные. Мне запомнился, например, Лондонский Королевский оркестр, у них система работы такова, что им очень интенсивно надо зарабатывать деньги. Они практически каждый день играют новую программу, репетировать совершенно некогда, и репетиционный период занимает предельно короткое время – программы играют с одной, максимум с двух репетиций. И когда пришлось дирижировать большую и очень сложную симфонию Малера, то впечатление от того, каким образом звучит оркестр на первой же репетиции было достаточно сильное: многие оркестры и близко не заканчивают на том уровне, где этот только начинает. Но, конечно, дать свой художественный замысел за такое короткое время чрезвычайно сложно – наталкиваешься на то, что музыканты играют так, как они это привыкли делать.

- Ваши впечатления от работы с Ярославским оркестром?

Только приятные впечатления: все хорошие музыканты, откликаются на то, что им говоришь, с большим желанием работают, очень дружеская атмосфера на репетициях, оркестр в хорошей форме.

- У нас в Ярославле Вы впервые?

С такой миссией – да, впервые. В те годы, когда мы работали в Туле с камерны оркестром, Муслим Магомаев приехал туда с концертом, а затем с гастролями поехал в Ярославль, Баку, Ленинград и Москву.

- Ваши впечатления о нашей филрмонии?

Впечатления самые приятные – хороший зал, напоминает малый зал Московской консерватории, люди добрые, приветливые. Очень рад, что возникло такое содружество.

- Расскажите о своей работе с Еленой Денисовой.

Мы начали выступать вместе с 1985 года. Получилось так, что мы вместе работали в Тульской филармонии, мы работали в камерном оркестре, ездили на гастроли, до сих пор выступаем вместе.

Елена Денисова

Окончила МГК им. П.И. Чайковского и аспирантуру, Лауреат многих международных конкурсов. С 1990 г. живет в Австрии. Президент основанного ею фестивля «WoertherSee Classics» и музыкального абонемента «Classic Etcetera». Основала камерный оркестр Collegium Musicum Carinthia, создала Österreichische Gustav Mahler Vereinigung, Gustav Mahler Ensemble. Выступает с крупными европейскими оркестрами, много гастролирует.

- Елена, что сейчас в центре Вашего внимания в творческом плане?

А у меня в центре внимания всегда моё отношение со скрипкой, и оно никаким образом не заканчивается, потому что я играю очень много разных произведений. Я не работаю турами, чтобы не играть много раз подряд что-то одно. У меня практически каждую неделю идёт новая программа. И даже если что-то уже было исполнено, с разными оркестрами произведение звучит по-другому. Вот, как сейчас, концерт Брамса я играю всю жизнь, но мне очень приятно и волнительно работать с Ярославским оркестром, который самым чутким образом реагирует на неожиданные фразировки, штрихи, непривычные и нестандартные темпы.
Сейчас меня интересует один проект, который я частично начала. В 2010 году ко мне обратился режиссёр Роман Виктюк с тем, чтобы поставить монолог, он называется «Скрипачка». Проект заключается в том, что это должно быть представление – с одной стороны монолог, с другой – концерт. Монолог происходит в артистической, он касается кризиса скрипачки, которая прилетела на гастроли, сидит в артистической и не хочет выходить на сцену. Она всё время пробует своё звучание, пытается найти свой звук. Мне этот проект очень интересен, потому что предполагается, конечно, чтобы я овладевала ещё и актёрским мастерством, которого от меня требует Виктюк.
Многие современные композиторы балуют меня тем, что для меня пишут. Такие, например, как русский композитор Михаил Коллонтай или австрийский композитор Кауфман не просто пишут для меня, а в расчете на то, как я общаюсь с инструментом. Я чувствую творческую ответственность. Сейчас, например, Коллонтай пишет для меня концерт, который называется «Синий луч».

- Как Вы относитесь к тому, что делает Найджел Кеннеди – скрипач, приобретший скандальную репутацию в академических кругах?

Я пытаюсь себя оградить от того, кто из скрипачей чем занимается. Я никогда не слышала, как он играет, но подозреваю, что он очень хороший исполнитель. Хотя не уверена, что он живёт так, как того хочет. Возможно это просто мода, тренд. Каждый в чём-то себя находит: например, Кремер – это интеллектуальный скрипач, Найджел Кеннеди – рок-скрипач.

- На сколько лет вперед расписаны ваши гастроли сегодня?

Как правило на два года, а есть очень долгосрочные проекты, которые касаются записей или издания каких-то интересных нот, они длятся как правило пятилетиями. Недостатка в интересных предложениях и интересных идеях конечно нет.

- Как складываются в творческом плане отношения с Россией?

Я не часто бываю здесь с концертами. Первые три года после отъезда скучала по России страшно, был жуткий период ностальгии. Сейчас понимаю, что Россия уже перестала быть той Россией, которой была, и меня перестало тянуть.
В России очень богатая культура, и я не настолько «космического» о себе мнения, чтобы считать, что российская культура без меня никак не обойдётся. Мне в Европе проще, здесь я более востребована, российская публика более взыскательна.
Но когда приглашают, когда такая атмосфера, такой тёплый зал, когда хороший свет, когда концертмейстер протягивает тебе руку, когда угощают чаем в администрации… это не само собой разумеющийся момент. Это совершенно другое, тогда я готова приезжать!
 

Вернуться в раздел Пресса

Наши партнеры:






Новости
22/11/2017

Прослушивания в группу первых скрипок ЯАГСО.

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр заинтересован прослушать кандидата в ...
подробнее
22/11/2017

XI Международный фестиваль органной музыки им. Леонида Ройзмана

С 25 по 28 января 2018г. Ярославская государственная филармония проводит XI Международный фестиваль ...
подробнее
Все Новости 
Отзывы
Главная  |  Новости  |  Афиша  |  Жанры  |  Коллективы и солисты  |  О филармонии  |  Зал  |  Зрителям  |  Порядок предоставления услуги в рамках соц.проекта "На высокой волне"   |  Фотогалерея  |  Видео  |  Рекомендации по действиям при угрозе террористичеcкого акта  |  Виртуальный тур  |  Версия для слабовидящих
(4852) 30-92-65
(4852) 30-56-65
yarart@mail.ru