Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Сентябрь, 2019
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Сентябрь, 2019
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

06.09.2019

Леонид Витальевич Собинов

Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) - выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), солист Императорских театров, солист театра Ла Скала, один из ярчайших представителей русской вокальной школы. Выступления Л.В. Собинова имели огромное значение в культурной жизни России и европейских стран. Он входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, имена которых стали синонимами вершинных достижений русского музыкального искусства начала века. Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять русское вокальное искусство на небывалую высоту.
Ярославль - город, который для Л.В. Собинова значил очень много. Здесь он родился и прожил свои самые счастливые, самые безмятежные годы. Сегодня Л.В. Собинов по праву является популярнейшим культурным брендом Ярославля и Ярославской области. Имя Собинова широко представлено в культурной топонимике города – Концертный зал им. Л.В. Собинова Ярославской государственной филармонии, Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова, Детская школа искусств им. Л.В. Собинова, Дом-музей Л.В. Собинова. За достижения в музыкальном искусстве в Ярославле учреждена областная премия имени Л.В. Собинова. В Ярославской филармонии проходит Международный конкурс вокалистов им. Л.В. Собинова.
Леонид Собинов родился в Ярославле, в семье купца Виталия Собинова. Кроме Леонида в семье было четверо детей. Музыкального образования они не получили. Леонид Собинов и его старший брат Сергей самостоятельно учились играть на гитаре, которую купили на собственные деньги. Обычаи дома царили весьма патриархальные, и в дни поста отец запирал гитару на ключ.
В девять лет Леонид поступил в мужскую гимназию. Здесь же, в гимназическом хоре, он с большим рвением начал учиться пению. Долгое время Собинов пел дискантом и никак не выделялся из общей массы хористов, и лишь к 17 годам, как вспоминал певец, у него «появилось что-то вроде тенора».
Заявить о себе ему помог случай: хор участвовал в благотворительном концерте с песней из оперы «Наташа», или «Волжские разбойники», Константина Вильбоа. Собинов предложил свою кандидатуру вместо заболевшего солиста, и регент, хоть и сомневаясь, согласился. Как рассказывал один из участников концерта: «Леня запел, да как ведь запел, до сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании о неожиданно огромном впечатлении, которое произвел Собинов на всех своим голосом, необычайным тембром этого голоса». Это выступление стало первым триумфом Леонида Собинова.
В 1890 году будущий исполнитель окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Теперь Собинов пел в университетском хоре. Первое его выступление состоялось в 1890 году во время концерта в пользу нуждающихся студентов.
«Я в университете. Здесь опять меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели... <...> Мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась».
Леонид Собинов
Основатель Филармонического училища, преподаватель по классам фортепиано и дирижирования Петр Шостаковский пригласил университетский хор поучаствовать в постановке «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Через некоторое время Шостаковский предложил Леониду Собинову бесплатное обучение в училище. Будущий певец утаил это от отца, потому что тот был по-прежнему против обучения пению: «Люблю слушать, как он поет, но не люблю разговоров про пение».
В 1892 году Собинов стал учеником в классе Александра Додонова. Он писал, что «принялся за дело очень ретиво». В этом же году будущему певцу позволили участвовать в открытом ученическом спектакле. Когда он сдал экзамен в конце года, его перевели сразу на 3-й курс училища. Вскоре он уже пел маленькие партии в итальянской опере, а чуть позже — и Арлекина в «Паяцах».
Спустя год певец женился на Марии Каржавиной, учащейся Филармонического училища. Через четыре года в семье было уже двое сыновей — Борис и Юрий (в 1898 году супруги расстались).
Параллельно с учебой в училище Леонид Собинов получал образование в университете. В 1894 году он успешно окончил юридический факультет, год прослужил юнкером в Московском пехотном училище. После этого Собинов стал помощником присяжного поверенного в группе Федора Плевако. За два года судебной практики ему довелось вести около 70 дел, в основном гражданских. Леонид Собинов вспоминал об этом времени: «Мне приходилось много работать и, кажется, не было дня, чтобы я не выступал в окружном суде, у мирового или в коммерческом суде». В этот период, познакомившись с присяжным поверенным Керзиным, певец вступил в кружок любителей русской музыки.
Весной 1897 года Леонид Собинов окончил Филармоническое училище: на выпускном экзамене он получил пять с плюсом. На экзамене присутствовал дирижер Большого театра Ипполит Альтани, который через педагога — Александру Сантагано-Горчакову — пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр.
«Горчаковой удалось взять с меня честное слово, что я пойду. Тем не менее в первый день пробы я не рискнул и, только когда Горчакова пристыдила меня, явился на второй день. Проба была удачна. Дали вторую — опять удачна».
Леонид Собинов
Так, едва получив музыкальное образование, Леонид Собинов дебютировал на сцене Большого театра в опере Антона Рубинштейна «Демон» (партия князя Синодала). С ним сразу же заключили контракт, разрешив совмещать службу в театре с работой юриста. В конце первого же театрального сезона Леонид Собинов получил большую роль в опере Александра Бородина «Князь Игорь».
Следующие два года Леонид Собинов колебался — какую стезю ему выбрать? Чему посвятить свою жизнь — стать адвокатом или певцом? Об этом периоде сомнений он писал: «Стоит только накопиться трудной и неприятной работе по адвокатуре, как я уже начинаю мечтать о том, что сцена, пожалуй, мое единственное призвание. С рвением бросаюсь я к оперным клавирам, и вот здесь какой-нибудь трудный речитатив или плохо удающаяся нота, часто случайное отсутствие дыхания или голоса начинают возбуждать во мне сомнение в моих способностях быть хорошим артистом».
Как вспоминает дочь певца, все разрешилось благодаря случаю. На одном из слушаний судья обратился к участнику процесса Леониду Собинову с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?» Именно в этот момент Собинов понял, что настало время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». Осенью 1899 года он оставил адвокатскую практику и полностью посвятил себя музыке.
В 1898 году Леонид Собинов исполнил партию Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Его манера исполнения отличалась от традиционной, и это вызвало критику со стороны руководства театра и некоторых коллег. Однако вскоре созданный Собиновым образ стал оперной классикой.
За все время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его партнером по сцене был Федор Шаляпин.
В первое десятилетие XX века Леонид Собинов много гастролировал: он выступал в миланском театре Ла Скала, в театре князя Монакского в Монте-Карло, в мадридском театре «Реаль», бывал в Берлине, Париже, много ездил по России.
«Десятилетие сценической карьеры прошло недаром для Собинова, он теперь является зрелым мастером в своем искусстве, совсем, кажется, порвавшим со всякими рутинными приемами и относящимся к своим партиям и ролям как мыслящий и талантливый художник».
Николай Кашкин, музыкальный критик
В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Он поставил оперу Джакомо Пуччини «Богема» на сцене Большого театра. Премьера имела большой успех, но вскоре отношения Собинова с руководством театра осложнились. В 1914 году ему запретили ставить оперу Пуччини «Тоска» в связи с якобы содержащимся в ней революционным подтекстом.
Во время Первой мировой войны Леонид Собинов гастролирует по Волге. Его концерты носят благотворительный характер: деньги передают на помощь раненым и военные нужды.
В 1915 году Леонид Собинов вступил в брак с Ниной Мухиной, а в 1920 году у них родилась дочь Светлана.
После 1917 года певец отказался от эмиграции и продолжил свою деятельность: сначала он стал управляющим, затем — комиссаром Большого театра. Он по-прежнему много гастролировал — как по городам России, так и по Европе. В одной из публикаций по итогам концерта в Париже писали: «Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями... <...> Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».
Леонид Собинов много занимался благотворительностью: помогал студентам, различным обществам и организациям. Сцену он оставил в 1933 году, когда ему исполнилось 60 лет. Через год, отправившись на лечение в Ригу, певец умер от сердечного приступа. Его тело доставили в Москву на специальном поезде. Похоронен певец на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Календарь
Сентябрь, 2019
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Вход
Ваш отзыв