Новости Афиша О филармонии Контакты   Тел. кассы: (4852) 30-92-65
Календарь событий
Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
2017









Ярославскому органу — 40 лет

ссылка на источник: газета "Труд", С. Бирюков, 28 января 2014г.

Международный органный фестиваль имени Леонида Ройзмана в Ярославле, состоявшийся на прошлой неделе — уже девятый, но в этом году он имеет особый смысл: органу Ярославской государственной филармонии исполняется 40 лет. Корреспондент «Труда» смог наблюдать, насколько «король инструментов», в нашем представлении связанный прежде всего с Западной Европой, вошел в культуру древнего русского города на Волге и превратил его в центр международного притяжения для органистов.

А произошло это заботами замечательного российского органиста, профессора Московской консерватории Леонида Ройзмана. Именно Леонид Исаакович в 1957 году добился создания при Министерстве культуры СССР Всесоюзной комиссии (впоследствии Совета) по органостроению, и его хлопотами за 30 последующих лет в стране было установлено несколько десятков концертных органов, преимущественно немецких и чехословацких фирм. Кстати, сейчас в Минкульте России подобной структуры нет...

И Ройзман же позаботился о том, чтобы на этих органах играли высококлассные музыканты. Одной из учениц Леонида Исааковича в Консерватории стала талантливая ингушская девушка из тогда еще объединенной Чечено-Ингушетии Любовь Шишханова, которую профессор, по тогдашней государственной системе распределения, направил на работу в Ярославль. Где, по его же плану, восточногерманская фирма W.Sauer (вообще-то одна из стариннейших в мире, существующая с 1857 года) к 1974 году построила большой орган. Об уровне события говорит то, что открывать орган приезжал один из крупнейших немецких органистов Иоганнес-Эрнст Келер... За 40 лет на этом инструменте переиграли почти все главные исполнители России, Германии и других стран. Выросла публика, для которой органная музыка — важная часть духовной пищи, и исполнители стараются не разочаровать ее ни уровнем репертуара, ни качеством игры. Обозревателю «Труда» было радостно наблюдать, например, полный зал на концерте, где звучали сложные композиции ХХ века — в том числе изумительно красивая месса Sancti spiritus Александра Гречанинова, исполненная совместно Любовью Шишхановой и филармонической хоровой капеллой «Ярославия» под руководством Владимира Контарева. А еще в этой программе зрители (в данном случае публике предложили не только слушать, но и внимательно смотреть) познакомились с недавно созданным одноактным балетом известного московского хореографа Натальи Кайдановской — «Тремя танцами» на музыку французского композитора первой половины ХХ века Жана Алена: мистически-манящие гармонии и причудливо пульсирующие ритмы (партия органа — юный ученик Любови Шишхановой Денис Писаревский) сопровождали дуэт танцовщиц Карины Прониной и Елены Жуковой, который можно было истолковать как символ извечной борьбы любви и равнодушия, тепла и холода, жизни и смерти.

Наряду со столь серьезными композициями публику согрели миниатюры Баха, Моцарта, Фрескобальди, исполненные на совсем маленьком органе, тоже W.Sauer, установленном в частном музее «Музыка и время» — эту симпатичную кунсткамеру из десятков фисгармоний, сотен патефонов, тысяч грампластинок, а еще множества колоколов, часов с боем и других диковин собрал ярославский энтузиаст, в прошлом цирковой артист Джон Мостославский (см. о нем репортаж Леонида Павлючика «Соло для механического пианино» в «Труде» за 07.08.2013). Порадовало, что послушать органную игру лучших российских и немецких органистов, — таких как Даниэль Зарецкий из Петербурга, Алексей Семенов из Москвы, Мартин Штефан из Вестерланда (остров Зюльд) пришли множество детей, причем ни у одного ребенка ни разу за всю программу не зазвонил мобильный телефон.

Устроители преподнесли ярославцам и совсем диковинные музыкальные угощения, вроде сонаты Густава Меркеля для двух органистов в исполнении Мартина Штефана и Любови Шишхановой. Российскую премьеру «Танцритуала» немца Акселя Руоффа сыграли совместно выдающийся органист и педагог из Штуттгарта Людгер Ломанн и один из лучших оркестров России — Ярославский академический губернаторский симфонический под управлением Мурада Аннамамедова — маэстро, входящего в элиту отечественной дирижерской школы. А на закрытии фестиваля в воскресенье этот коллектив и уже знакомый нам Мартин Штефан предложили нечто, кажется, произошедшее в мире впервые: совместную импровизацию для органа с оркестром.
 

Вернуться в раздел Пресса

Наши партнеры:






Новости
15/11/2017

Хроника IV Международного музыкального «Коган-фестиваля»

15 ноября 2017 г. в рамках фестиваля прошла торжественная церемония присвоения ДШИ №7 г. Ярославля и...
подробнее
15/11/2017

Хроника IV Международного музыкального «Коган-фестиваля»

14 ноября 2017 г. в 15:00 в рамках IV Международного музыкального «Коган-фестиваля» в Кр...
подробнее
Все Новости 
Отзывы
Главная  |  Новости  |  Афиша  |  Жанры  |  Коллективы и солисты  |  О филармонии  |  Зал  |  Зрителям  |  Порядок предоставления услуги в рамках соц.проекта "На высокой волне"   |  Фотогалерея  |  Видео  |  Рекомендации по действиям при угрозе террористичеcкого акта  |  Виртуальный тур  |  Версия для слабовидящих
(4852) 30-92-65
(4852) 30-56-65
yarart@mail.ru