Новости Афиша О филармонии Контакты   Тел. кассы: (4852) 30-92-65
Календарь событий
Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
2017









В Ярославской филармонии исполнили «Реквием» А. Караманова

19 августа в Ярославле открылся фестиваль искусств «Преображение». Первым исполненным сочинением на фестивале стал «Реквием» Алемдара Караманова, который стал для слушателей настоящим музыкальным потрясением. Сочинение прозвучало в исполнении двух ярославских коллективов – Филармонической хоровой капеллы «Ярославия», Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра и солистов из Москвы – Полины Шамаевой, Татьяны Минеевой, Алексея Неклюдова, Дмитрия Орлова. В качестве дирижера выступил заслуженный артист РФ Евгений Бушков. Под его руководством в 2007 году «Реквием» Караманова был впервые исполнен в России с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова. Автор «Реквиема», услышав это исполнение в записи, высоко его оценил. Перед концертом Евгений Бушков поделился с нами своими мыслями о сочинении А. Караманова и о самом композиторе:

- Фестиваль, посвященный православному празднику Преображения, открывается западным жанром реквиема. Не видите ли Вы здесь противоречия?
По этому поводу не может быть никакого беспокойства, потому что в этом реквиеме практически нет ничего, кроме латинского текста, что бы возвращало нас мыслями, скажем, к канонам католической мессы. Караманов был человеком широкого взгляда на мир в целом, в том числе и на его религиозное устройство. Судьба композитора и его происхождение является, на мой взгляд, очень характерным примером того, о чем я говорю. Будучи сыном бывшего турецкого подданного и донской казачки, Караманов в сознательном возрасте в советское время в середине 1960-х годов принял христианство. После этого он обратился к созданию духовной музыки, в числе которой и его Реквием. Я могу сказать, очень часто классический латинский текст реквиема у Караманова совсем не совпадает с тем, что написано музыкальным языком. В некоторых местах для меня, как для дирижера, при первом знакомстве с произведением было даже удивительно насколько, скажем, устоявшиеся в хорошем смысле стереотипы, связанные с реквиемами Моцарта или Верди, и которые так или иначе тесно связаны со смыслом латинского текста, не соблюдаются композитором. В реквиеме Караманова музыкальная структура превалирует, и поэтому в некоторых случаях словесный смысл уходит на второй план, уступая место музыкальной драматургии. Например, один из самых колоритных фрагментов, когда фраза «Oro supplex et acclinis», т. е. «я являюсь преклоненным и смиренным» звучит чрезвычайно мощно, невероятно драматически, отдана партии басов в хоре, сопровождается низкими инструментами в оркестре и не носит никакого соотношения с тем, о чем говорится в тексте. Поэтому, в ответ на Ваш вопрос хочу сказать, можно считать, что обращение к жанру реквиема – это просто прихоть гения, который мечтал создать свое произведение памяти матери, которую он очень любил, и которая к тому моменту ушла из жизни. У этого произведения есть еще удивительное свойство и особенность: оно было создано автором полностью в 1971 году, а положено на ноты только через 20 лет. 20 лет он носил все это огромное полотно до последней ноты в своем сознании! В этом смысле могу сравнить его только с Моцартом, который тоже мог полностью слышать произведение.
- К какому стилю можно отнести музыку Реквиема?
Это очень светлое произведение, удивительно доступное для понимания широким слушателем. Удивительно то, что композитор пользуется здесь средствами, которые могли быть заимствованы, скажем, из оперного жанра. Например, номер баритона «Осанна» вполне мог быть произведением Чайковского, каким-то номером из его «Евгения Онегина». «Recordare» с солирующим тенором написано в лучших традициях итальянской оперы. У Караманова есть редкое и труднообъяснимое качество: его музыку хочется слушать еще и еще. Простые средства, которые он использует, чередуются со своеобразными и свойственными только ему гармониями, очень смелыми решениями в плане оркестровой колористики. Но все равно это воспринимается, как будто написано очень давно, скажем, в XIX веке. Красивые простые мелодии, которые, повторяясь много раз, западают в сердце слушателя и мы вспоминаем мелодии опер Россини, например, которые слушатели насвистывали, выходя из зала. Здесь конечно насвистывать не придется, потому что музыка чрезвычайно проникновенная, светлой скорби. Но думаю, что она останется в сердцах людей, которые придут сегодня на концерт.
- Вы были лично знакомы с Карамановым?
С Карамановым мне встретиться, к сожалению, не удалось. Впервые я осуществил исполнение Реквиема в 2007 году, это была Российская премьера, а до этого он звучал только один раз на Украине. К сожалению, через три месяца после исполнения Реквиема композитор скончался, а до этого он уже многие годы не покидал своего дома и не выходил практически никуда. Но мне удалось пообщаться с ним по телефону перед этой премьерой и его слова тронули меня до глубины души. Он вообще был человек очень немногословный и если что-то говорил, то вкладывал серьезный и глубокий смысл. Карманов был очень рад тому, что наконец-то его музыка прозвучит с полным оркестром, мы играли Реквием с оркестром «Новая Россия». И он мне сказал о том, сколько для него значит это произведение, и о том, что оно посвящено матери.
И еще меня связывает с Карамановым то обстоятельство, что любительская запись, которая была сделана на этом концерте одним из поклонников его творчества, была переслана ему в Симферополь. Он ее успел послушать и, что мне очень лестно, высоко отозвался о моей интерпретации, и, самое главное, он сказал, что она очень близка к тому, как он сам слышал свое сочинение. Когда через несколько месяцев его не стало, то музыка этой записи в моем исполнении звучала дважды во время прощания с ним и во время похорон. Этот факт соединяет меня теперь с этой музыкой на всю жизнь. Это обстоятельство рассказала мне его сестра Севиль Сабитовна, которая, к сожалению, тоже совсем недавно ушла из этого мира, и благодаря которой очень многие люди узнали о существовании музыки Караманова и смогли получить доступ к нотам.
- В Вашем репертуаре есть другие сочинения Караманова?
Да, мне довелось исполнять некоторые другие его произведения, причем не только в России. В прошлом году музыка Караманова звучала в таких странах, как Южная Африка, Турция, Португалия. И, более того, мне удалось несколько лет назад в Португалии осуществить мировую премьеру произведения, единственного написанного Карамановым для камерного оркестра. Эта пьеса называется «Посвящение», она была написана по заказу специально для оркестра «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова. Но по иронии судьбы «Виртуозы Москвы» так и не исполнили ее до сегодняшнего дня. А вот ноты, которые мне удалось разыскать благодаря Севиль Сабитовне, я получил, и мы смогли осуществить мировую премьеру. Мне приятно, что я принадлежу к той категории музыкантов, пока не очень многочисленной, который пропагандируют творчество Караманова и приобщаются к нему сами.
- Сегодня Вы исполняете Реквием с новыми для Вас коллективами?
С вашим оркестром я раньше не работал как дирижер, но мне довелось многие годы назад, когда я еще был учащимся Центральной музыкальной школы и играл на скрипке, выступать с Ярославским оркестром в качестве солиста. И мне очень приятно, что в оркестре есть люди, которые работают столько лет, что помнят меня с того времени, когда я был еще подростком. Причем, я не только приезжал в Ярославль, но еще и гастролировал с Ярославским оркестром по регионам. Поэтому у меня здесь очень старые и домашние связи. Но как дирижер приезжаю сюда в первый раз. Впечатления по-прежнему хорошие: чудный зал, замечательно работает хор, в прекрасном состоянии оркестр. У меня есть все основания надеяться, что ярославским любителям искусства понравится версия Реквиема, которую мы собираемся исполнить с участием чудесной группы солистов, молодых вокалистов, приехавших из Москвы, которые принимали уже в прошлом году участие в исполнении Реквиема Караманова с оркестром Владимира Спивакова.
 

Вернуться в раздел Пресса

Наши партнеры:






Новости
22/11/2017

Прослушивания в группу первых скрипок ЯАГСО.

Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр заинтересован прослушать кандидата в ...
подробнее
22/11/2017

XI Международный фестиваль органной музыки им. Леонида Ройзмана

С 25 по 28 января 2018г. Ярославская государственная филармония проводит XI Международный фестиваль ...
подробнее
Все Новости 
Отзывы
Главная  |  Новости  |  Афиша  |  Жанры  |  Коллективы и солисты  |  О филармонии  |  Зал  |  Зрителям  |  Порядок предоставления услуги в рамках соц.проекта "На высокой волне"   |  Фотогалерея  |  Видео  |  Рекомендации по действиям при угрозе террористичеcкого акта  |  Виртуальный тур  |  Версия для слабовидящих
(4852) 30-92-65
(4852) 30-56-65
yarart@mail.ru