Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

06.04.2022

«Я – качество. Я – тайна». Композитор Арво Пярт

«Всегда есть начало. Всегда есть конец. Любой момент – это конец… Лучше всего – если всегда это покрыто тайной. Самые великие чудеса совершаются в тайне…». – Арво Пярт.

 
Арво Августович Пярт (р. 1935) – эстонский композитор, один из самых значимых музыкантов XX века – представителей мирового музыкального постмодерна, выдающийся мыслитель в мире музыки, один из самых исполняемых в мире современных композиторов.

Путь композитора к международному признанию начался в Эстонии. С недавнего времени Арво Пярт вновь вернулся на родину – развивать музыкальную культуру родной страны.

Композитор, начавший свой путь в стиле неоклассицизма, в дальнейшем экспериментировал в самых различных  композиторских техниках, среди которых изоритмия / ритмическое остинато («Modus»), минимализм («Fratres»), серийная техника («Trivium», «Некролог» для оркестра), алеаторика (Концерт для виолончели «Pro et contra», посвященный М. Ростроповичу), коллаж, объединяющий современные тенденции композиции  («Коллаж на тему BACH»,  «Credo» на текст из Нагорной проповеди), сонорика («Если бы Бах разводил пчёл»). По-настоящему не разделив убеждений ни одной из авангардных школ, Арво Пярт разработал в 70-е гг. ХХ века собственный уникальный творческий метод, названный тинтиннабули и означающий господство в музыке минималистической техники  и эстетики «новой простоты». В основе письма – соединение диатонической мелодии и консонирующего аккорда – «колокольчика». Мелодический голос символизирует человеческую жизнь, аккорд – божественное всепрощение.

Необычность и новаторство стиля Арво Пярта заключается в том, что при сочинении музыки используется числовое программирование. Взятый за основу религиозный либо художественный текст кодируется в виде числа, фиксирующего количество слогов в слове и затем преобразуется в музыкальную интонацию. В последовании интонаций вновь реализуется числовой принцип. Относительно музыкального звучания стиль  тинтиннабули характеризуется обилием «призвуков» частотного спектра, столь востребованного в современной музыке.

Творческий стиль Арво Пярта – это «новая простота», «духовный минимализм», названный в англоязычной прессе как «новая благозвучная музыка». При этом минимализм Арво Пярта не связан с аскетизмом американских или немецких композиторов. Напротив, в его музыке много духовного, человеческого, что порождает сакральность композиторского минимализма. Арво Пярт неоднократно высказывал мысль, что не только музыкой, а и космосом движет число, «…но оно скрыто, к нему нужно идти, угадывать, иначе мы потеряемся в хаосе». Число для Пярта является не только философской категорией, но и определяет пропорции композиции и формы.

Стиль тинтиннабули в настоящее время привлекает внимание исследователей: латвийский композитор Георгий Пелецис среди характерных стилевых особенностей отмечает в музыке простоту гармонии с опорой на консонансы, мягкие призвуки – обертоны, ритмическое остинато, прозрачность фактуры. Сам Арво Пярт в шутку называл этот стиль «сознательным возвращением к бедности». Это минимализм с чутким вниманием к природе каждого отдельного интервала и звука.

В поисках подобных звучаний Арво Пярт изучал старинную средневековую музыку католической традиции с опорой на псалмодию, григорианское пение, заимствованное в западную музыкальную культуру с Востока, полифоническое искусство франко-фламандской школы, осознанно использует архаичные приемы богослужебного пения Запада, а также претворяет традицию западного богослужебного пения до разделения церквей, воссоздает архаичную простоту органума.  Арво Пярт творчески применяет принцип модальности в гармонии, совмещая ее с дофункциональным тональным мышлением, опирается на  интервал чистой квинты как отголосок интервальной полифонии, в том числе в педальном выдержанном звучании.

Композитор неоднократно подчёркивал следующее: «Григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух, трех нот».  Интерес к созданию духовной музыки не ослабевает и после принятия композитором православия. Об этом композитор говорил так: «…музыка для богослужения – это совсем другой мир, не так, как в музыке, которая не годится для церкви. Она должна быть бесстрастная. Композитор должен стоять в стороне, не входить в эту атмосферу со своими страстями…». Тем не менее, сочинений, которые бы представляли исключительно православную богослужебную традицию, у композитора немного. Чаще всего Арво Пярт пытается наполнить ортодоксальным содержанием утвердившиеся в западной культуре жанры культовой музыки.

Вдохновляясь во все времена религиозной составляющей искусства, Арво Пярт, один из самых глубоко мыслящих и духовных авторов нашего времени, художник большой внутренней убежденности и суровой простоты,  в разное время  сближается с российскими режиссёрами Андреем Тарковским и Андреем Звягинцевым. Музыка Арво Пярта часто использовалась в российском кино: в фильмах «Покаяние» и «Изгнание», в документальных фильмах «Русский заповедник» и «Гении и злодеи».

Cочинение музыки было и есть для Арво Пярта родом высшего служения искусству, смиренного,  самоотреченного и беззаветного. «… Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через своё чистилище. Тогда звук, претерпевший все испытания, будет истинным».  –  Арво Пярт.

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв