Р.Щедрин "Запечатленный ангел" хоровая музыка по Н. Лескову
О концерте:
Р.Щедрин "Запечатленный ангел"
хоровая музыка по Н. Лескову
Филармоническая Хоровая капелла «Ярославия»
Художественный руководитель и главный дирижёр - Владимир Контарев
Александра Обнорская (флейта)
текст читает протоиерей Дмитрий Ильичёв
Произведения духовной тематики Родиона Щедрина заняли своё, чрезвычайно важное, и в некоторой степени, знаковое место в русской ново-сакральной музыке. Как известно, композитор практически с начала своего творческого пути стал ярким представителем русской (советской) музыкальной культуры и занял ведущее положение среди композиторов своего времени.
И вполне естественно, что именно он явился одним из первых советских композиторов, отразившим в своём творчестве новую волну духовного возрождения. Однако, ещё более серьёзной причиной обращения Р. Щедрина к духовной тематике было его «генетическое» родство с церковной традицией. Как известно, на будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в Алексине Тульской губернии. Впоследствии основным этапом на пути становления Р. Щедрина как композитора стали годы его обучения в Московском хоровом училище.
Хоровая музыка «Запечатленный Ангел» была написана, как заметил Р. Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии.
Произведение не только стало в ряду первых духовных русских сочинений конца ХХ века, но также явилось первым сочинением Р. Щедрина, имеющим духовную направленность. Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, детского голоса, свирели и выдержан в духе литургических традиций А. Гречанинова и С. Рахманинова. Сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма, включающую мелодику знаменного типа, народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона.
«Запечатленный ангел» Р. Щедрина был первоначально издан с жанровым уточнением «хоровая музыка по Н. Лескову». Литературная основа в «Запечатленном ангеле» предстаёт в двух ипостасях: как слово звучащее (канонический текст) и слово незвучащее – повесть Н. Лескова, послужившая прообразом, но не программой сочинения. Художественный мир Н. Лескова необычен, он завораживает красочностью языка, удивительными аллегориями, парадоксами художественного мышления.
Главный аспект сближения творчества Лескова и Щедрина – опора на народную культуру и национальные традиции, тяготение к русской старине.
В программе концерта и в составе исполнителей возможны изменения.