«Концерт – тарантелла»
О концерте:
«Концерт – тарантелла»
София Ванден Эйнде (лютня, Бельгия)
Саад Махмуд Джавад (уд, Бахрейн)
Лука Изолани (гитара, Италия)
Ирене Изолани (вокал, Италия)
"Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
И звуки понеслись в согласии крылатом
Так в розе цвет её согласен с ароматом
Барбет и ченг пьянят… нет дальше сил."
(Низами Гянджеви)
Этот вечер, мало похожий на академический концерт, приглашает слушателей совершить путешествие во времени – и одновременно ощутить связь времен.
Среди струнных инструментов уд (или «барбет» по-персидски), до сих пор распространенный в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Сирии, Египте, Турции, Иране, Армении, Туркменистане и Азербайджане является одним из древнейших; его создание приписывают легендарному Зальзалю (реформатору арабской музыки, жившему в VIII веке). Довольно быстро он попадает в Европу и несколько столетий спустя у европейцев появляется лютня и её разновидность теорба, в Италии называемая «китарроне».
Чередование произведений для уда и теорбы (лютни), написанных примерно в одно и то же время (XVI-XVII вв.), но принадлежащих к разным музыкальным традициям, обнаружит удивительное сходство музыки, при всех различиях мышления и звуковысотных систем Запада и Востока. Вольные или невольные параллели буду возникать и между музыкой уроженки Ирана, композитора-женщины Афтаб Дарвиши (р. 1987), американца Мохаммеда Файруза (р. 1985) и нашего соотечественника, композитора, перформера и импровизатора Владимира Горлинского (р. 1984). Порой они будут передавать друг другу «эстафету» - так, народная тема, сыгранная на теорбе, может послужить материалом для импровизации уда и наоборот.
Второе отделение вечера будет посвящено «гитаре баттенде» – 5-струнной разновидности барочной гитары, распространенной в южных землях Италии. Музыка раннего барокко приведет нас к кульминации – тарантелле. Этот магический танец, способный «зажечь» самую ленивую публику, стал основой для типичной «финальной» ритмоформулы европейской музыки. Так много заключительных частей симфонических, фортепианных и камерно-инструментальных циклов были рождены его вихревой динамикой движения! Согласно легенде, название «тарантелла» происходит от ядовитого паука тарантула. Танцующие были пострадавшими от укусов пауков-хищников, с помощью быстрых движений они пытались нейтрализовать последствия их укусов.
Этот вечер соберет на одной сцене выдающихся исполнителей. Уроженец Ирака Саад Махмуд Джавад ныне живет в Бахрейне и является одним из крупнейших в мире исполнителей и педагогов на уде (в 2018 г. он был внесён в книгу рекордов Гиннеса за самое продолжительное в мире выступление на уде).
Бельгийская лютнистка Софи Ванден Эйнде – выдающийся мастер игры на струнных щипковых инструментах, лауреат многочисленных премий и наград.
Наконец, стихия итальянского мелоса и танца восторжествует в исполнении дуэта Ирене и Луки Изолани. Их ансамбль уже не первый год радует слушателей Италии и других стран индивидуальным прочтением музыки неаполитанской традиции.
В финальной вариации на Тарантеллу к гитаре и голосу присоединятся и другие инструменты, вливаясь в общий поток могучей танцевальной стихии.
В программе концерта и составе исполнителей возможны изменения.