Мы используем куки-файлы. Оставаясь на сайте, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, а также соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Хорошо
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Апрель, 2025
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель, 2025
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

18.03.2025

Габриэль Прокофьев. Композитор и внук

«Когда я пишу музыку, я предпочитаю не думать о дедушке». – композитор Габриэль Прокофьев.

«Сегодня классическая музыка не умирает, а изменяется, и любимый тому пример, иллюстирирующий данный процесс – композитор Габриэль Прокофьев». – Ричард Тарускин, музыковед, США.

Габриэль Прокофьев (род. 6 января 1975 года) – британский академический композитор, продюсер, диджей, основатель лейбла «Nonclassical» и одноимённой клубной ночи, внук Сергея Прокофьева и его первой супруги Лины Любера. Живет и работает в Лондоне. Является также композитором оркестра de Pau Pays de Béarn во Франции. В 2025 году музыкант отметил 50-летний юбилей.

Композитор часто называет себя «внебрачным сыном русской музыкальной традиции»: родился и получил образование в Великобритании, однако ощущает особую духовную связь с Россией.

Г. Прокофьев родился в Лондоне в семье художника Олега Прокофьева, сына С. С. Прокофьева и его третьей жены Фрэнсес Чайлд. Музыкант вырос на звучавшей в доме классической музыке,  детстве Габриэль Прокофьев занимался на фортепиано, валторне, трубе, играл в оркестрах и пел в хоре. Г. Прокофьев не стремился стать профессиональным исполнителем, так как не хотел сравнения со своим дедом С. С. Прокофьевым. Знаменитая на весь мир фамилия не стала для Г. Прокофьева предметом пристального внимания и стремления соответствовать ожиданиям общественности, ему не пришлось меня сферу интересов, чтобы избежать сравнений со старшими членами его семьи. Габриэль Прокофьева сумел состояться в той же профессии, что и его грандиозный дед, изменивший историю мировой музыки в XX веке.

Первые сочинения Г. Прокофьев написал в 10-летнем возрасте, это были поп-композиции.  Для исполнения своих произведений музыкант совместно с друзьями создал свою группу, ему было 10 лет. Позже он основал электро-постпанк группу Spectrum и выступал в группе и как диджей под именем Gabriel Olegavich.

В юношеские годы Г. Прокофьев профессионально изучал базовую композицию и электроакустическую музыку в Бирмингемском и Йоркском университетах. Получив образование, музыкант сперва максимально отходит от классических стандартов и пишет электронную музыку – от утонченной электроакустики до энергичного грайма, хип-хопа и электронной музыки. В тесном соприкосновении с новейшими течениями массового искусства сформировались стилистика и характерное звучание сочинений Г. Прокофьева.

Всё творчество Г. Прокофьева представляет собой органичный сплав, где претворены многовековые академические традиции, последние нововведения хип-хопа и танцевальной электроники. Сочетая и классическое, и популярное, композитор следует в музыке по тому пути, на котором у него практически нет конкурентов.

В 1998 году Г. Прокофьев выиграл престижный приз в конкурсе Bourges International Electroacoustic Music Competition. А пять лет спустя, в 2003 году композитор принимает решение вернуться к своим корням – к академической музыке и создаёт Струнный квартет № 1 для Elysian Quartet. В 2003-2004 гг. Г. Прокофьев организовал лейбл Nonclassical, который выпускает как его собственные работы, так и сочинения других музыкантов, перекидывающих мост между XX и XXI веками. Классическая инструментальная музыка с годами суммировала уникальный композиторский опыт Г. Прокофьева, полученный в консерваториях, академических залах и ночных клубах.

Звукозаписывающий лейбл Nonclassical возникает в результате длительных поисков автора. Желая записать Струнный квартет № 1 на компакт-диск, Г. Прокофьев долго не мог найти звукозаписывающую компанию, формат которой подошёл бы для записи его произведения продолжительностью 14 минут. Итогом поисков стало основание собственного лейбла. Его сущность – записывать не только неклассическую, но и академическую музыку, в том числе и в нетрадиционном виде (ремикс), с использованием необычных для классической музыки инструментов, таких, как диджейские «вертушки».

Одновременно с лейблом Г. Прокофьев основал проект  Клубная ночь Nonclassical. Идея возникла после премьеры Струнного квартета № 1, которая, несмотря на успех произведения у критиков, вызвала разочарование Г. Прокофьева: на премьере присутствовал только один из друзей композитора. По этой причине композитор решил, что его музыка, в том числе и классическая, будет звучать в той среде и условиях, которые подходят стилю жизни его окружения. Формат проведения мероприятий сводится к тому, что в различных клубах европейских городов регулярно проводятся концерты современной академической музыки, а репертуар концертов включает сочинения признанных мастеров ХХ века и молодых композиторов в чередовании с танцевальными музыкальными номерами клубной музыки, исполняемой приглашёнными диджеями. Первый концерт состоялся в 2004 году в клубе Cargo в Лондоне, где прозвучали произведения Джона Кейджа.

Среди академических сочинений Г. Прокофьева – разностилевой и разножанровый репертуар. За последние 10 лет Габриэль композитор собрал значительное портфолио, в котором насчитывается семь симфонических концертов, разноплановая камерная и вокальная музыка, оркестровый ремикс Девятой симфонии Бетховена и полнометражные работы для кино, театра и балета. Его музыку исполняли ведущие оркестры мира, знаменитые дирижеры и звездные солисты., ею восхищались критики ведущих мировых изданий – от The Guardian до The Times, называя «революционной», «экстраординарной», «чертовски умной» и «небесно красивой».

В 2013 году в России, на сцене Санкт-Петербургской филармонии состоялась мировая премьера Концерта для виолончели Г. Прокофьева под управлением Сабрие Бекировой. Но одной из наиболее больших творческих удач Г. Прокофьева стал Концерт для вертушек с оркестром. В 2011 году он прозвучал на ежегодном международном фестивале BBC Proms под управлением Владимира Юровского с участием Mr. Switch в качестве солиста. Произведение было одобрено критиками, а в 2015 году телеканал Би-Би-Си не только транслировал это исполнение, но и включил его в проект «Десять пьес для детей» для обязательного прослушивания в средней школе.

В 2016 году состоялась премьера Концерта для саксофона с оркестром Г. Прокофьева, написанная по заказу Филармонического оркестра Нейплса и Симфонического оркестра Детройта (дирижер — Андрей Борейко и солист — Брэнфорд Марсалис).

В декабре 2017 года SOUND UP представляет программу избранных сочинений Габриэля Прокофьева, лично отобранных композитором, находящимся в авангарде модернизации наших представлений о современном академизме. Ее откроет его самое известное сочинение – Concerto for Turntables, концерт для оркестра и диджея-турнтаблиста, премьера которого состоялась в 2011 году на известном фестивале BBC Proms в исполнении Лондонского симфонического молодежного оркестра под управлением Владимира Юровского.

За виниловыми вертушками московской премьеры Concerto for Turntables стоял DJ Tactics – культовый российский хип-хоп-диджей и экспериментатор, выступавший на одной сцене с Snoop Dogg и Diplo, глава российских представительств мировых диджейский организаций IDA (International DJ Association) и старейшей DMC, продюсер, приложивший руку к записям звезд российского рэпа, рекламы и кино, а также автор и ведущий собственного видеошоу о музыкальной индустрии и диджеинге «Тактика Звука».

Фирма «Мелодия» издала альбом электронной музыки Г. Прокофьева «Разбивая экраны» (Breaking screens). Альбом был записан в последние дни перед пандемией, в феврале 2020 года, во время последних гастролей композитора в России, с участием Opensound Orchestra под управлением Станислава Малышева.

«Новый альбом Габриэля Прокофьева “Breaking screens” — это эмоциональное путешествие из 16 треков, пролегающее через мрачное музыкальное пространство, разочарование в обыденности жизни… и растущий страх перед глобальным кризисом…», — пишет авторитетный британский музыкальный критик Лулу Ле Вэй, — «…это конфронтационный и подпитываемый анархией классический проект, который игриво обходит границы жанров, отказываясь от категоризации». Участвовавший в записи альбома Opensound Orchestra – московский коллектив молодых музыкантов, основанный в 2018 году и специализирующийся на современной академической и электронной музыке, настоящий «оркестр-трансформер», не боящийся самых смелых экспериментов.

Перу композитора принадлежат следующие сочинения в различных жанрах:
Концерты: Концерт для вертушек с оркестром (1-я ред. с камерным оркестром – 2006, 2-я ред. с симфоническим оркестром – 2011), Концерт для басового барабана и оркестра (2012), Spheres для скрипки соло и струнного оркестра (2012), Концерт для виолончели соло и симфонического оркестра (2013),  Концерт для трубы соло, солирующих ударных, вертушек и оркестра (2014), Скрипичный концерт «1914» (2014), Концерт для саксофона и симфонического оркестра (2016), Концерт для вертушек с оркестром № 2 (2016), Два каприса для скрипки и симфонического оркестра (2016)
Симфонические произведения: Beethoven9 Symphonic Remix (оркестровый ремикс) для двойного состава духовых, симфонического оркестра и электронных инструментов (2011), два танца Ruthven’s Last Dance для оркестра (2013), Dial 1-900 Mix-A-Lot  для симфонического оркестра (2014), Увертюра 87654321 для симфонического оркестра, двойного состава духовых и четырех ударных (2014),  Carnet de Voyage для симфонического оркестра, двойных духовых и четырех ударных (2015)
Камерные произведения: Струнный квартет № 1 (2003), Два танца для струнного трио, бас-кларнета, фортепиано и вертушек (2004), Струнный квартет № 2 (2006), Сюита ударных IMPORT/EXPORT для глобального мусора (с видео): канистра из-под бензина, деревянная палитра, бутылки из-под фанты, пластиковые пакеты, loop Station, простой электронный процессор (2008), «Украденные гитары» - электрогитары, два ноутбука или  квартет электрогитар (2008; 2-я ред. - 2011), Piano Book № 1 – 11 пьес для фортепиано соло (2009), Струнный квартет № 3 (2010), Струнный квартет Bogle Move /Jamaican Dancehall/ (2010), «Cello Multitracks» для виолончели соло, мульти-трэки виолончели (8)или виолончельный нонет (2011), «Треугольники» - 9 сделанных на заказ треугольников (2012), «Шесть наблюдений» для трио флейт (2013), Скрипичный дуэт № 1 (2014), The River Conquerer для ансамбля медных духовых и ударных (2015), Пьесы для эрху и фортепиано (2015), «Transhuman Etudes» – три этюда для фортепиано в 4 руки (2016).
Балеты, сценические произведения: «Sleeveless Scherzo» для скрипки соло и танцора соло (2008), «Ein Winternachtstraum» («Балет зимних снов») для симфонического оркестра и вертушки на материале музыки Ф. Мендельсона и авторской музыки (2011), «The Ghost of Gunby Hal» для скрипки, виолончели, басового кларнета, фортепиано электроники и двух актеров на текст Джоэла Стиклей (2012), «Howl» для танцоров и электроники, хореограф Морис Кауси (2013), «Strange Blooms» для электроники (электронный клавесин), хореограф Шобана Еасинг (2013), «Terra Incognita» для струнного ансамбля, десяти инструменталистов и электроники, хореограф Шобана Еасинг (2014), «Баядерка — девятая жизнь» для фортепиано, ударных и электроники, хореограф Шобана Еасинг  (2015)
Вокальные сочинения: мини-опера «Одинокий гигант» для баритона, бас-кларнета (2009), «Простые песни для современной жизни» - шесть коротких песен для женского трио a cappella или женского хора (2009) Музыка к кинофильмам: саундтрэк к классическому американскому немому кино «Pig Alley» для бас-кларнета, трубы, ударных и виолончели (2008), саундтрэк к документальной драме «Melior Street» для вокалиста, гитары, фортепиано, басового барабана и струнного квартета, реж. Шарлотт Гинсборг (2011), саундтрек «Opponent»,  реж. Шарлотт Гинсборг (2014).

Календарь
Апрель, 2025
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Вход
Ваш отзыв