Новости Афиша О филармонии Контакты   Тел. кассы: (4852) 30-92-65
Календарь событий
Ноябрь
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
2017









Мартин Штефер: «Орган Ярославской филармонии воскрес из мертвых»

Ссылка на источник: Журнал Яркуб, Серегй Калинин

Органист церкви Св. Николая в городе Вестерланд, эксперт-консультант фирмы «В. ЗАУЭР»
Мартин Штефан подвел итог двухмесячной работы немецких мастеров и испытал
обновленный орган Ярославской филармонии, а также выступил на презентационном
концерте, который состоялся 14 августа. В интервью «ЯрКубу» музыкант объяснил,
почему именно орган называют «Королем музыкальных инструментов».

— Мартин, расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы начали заниматься органной музыкой?
— Мои родители были музыкантами, и я пошел по их стопам. С шести лет осваивал фортепиано, с шестнадцати — орган. Последний долгое время оставался для меня мечтой, этот инструмент завораживал и манил к себе ореолом своего величия. Впервые я увидел и услышал его в Лейпциге, когда мне было девять лет. Меня поразили увиденные в церквях органы. Под впечатлением этого я определился с выбором музыкальной специальности.

— Сильно ли отличается церковный орган от аналогичного инструмента, установленного в концертном зале?
— Принципиальной разницы между ними нет. К примеру, орган Ярославской филармонии вполне мог бы звучать в любой из церквей, если бы подошел по размерам. Главное отличие между
церковью и концертным залом в акустике. Важно, чтобы сила звучания органа была пропорциональной размерам помещения, где он смонтирован. В церквях, кстати, есть небольшой
нюанс, там звук органа отражается от стен и предметов интерьера, задерживаясь в пространстве на несколько секунд.

— Вы эксперт-консультант фирмы «В. ЗАУЭР», что входит в круг ваших должностных обязанностей?
— В течение долгого времени я являюсь штатным органистом церкви Св. Николая в городе Вестерланд. До этого был исполнителем в одном из концертных залов, где был установлен орган фирмы «В. ЗАУЭР». Там я и познакомился с мастерами органостроения, после чего стал работать
в этой фирме. Так как за моими плечами большая практика игры на органах производства «В. ЗАУЭР», я знаю, как именно они должны звучать в идеале. Есть специалисты, которые осуществляют настройки и интонировку инструмента, а я — единственный, кто может
подвести итог и оценить работу комплексно. Для этого мне нужно всего лишь сыграть на органе. Я как летчик-испытатель, который оценивает самолет, только что вышедший из ремонтного цеха.
При оценке органа я высказываю свои суждения коллегам, при необходимости они подстраивают орган или же вносят коррективы в интонировку. Что любопытно, в Ярославле мастера выполнили
работу настолько идеально, что я не произнес ни слова.

— Как оцените орган Ярославской филармонии после ремонта?
— Я знаком с органом Концертного зала имени Л. В. Собинова на протяжении последних пяти лет. Впервые сев за его мануалы несколько лет назад, я понял, что инструмент практически мертв. Звук, который он издавал, в принципе был не похож на звук органа. После ремонта и работы моих коллег по фирме «В. ЗАУЭР» он воскрес из мертвых. У него началась новая жизнь! Мастера проделали колоссальный объем работы. Сейчас ярославский орган звучит превосходно,
даже идеально. Он выдает летящий звук, но при этом не агрессивный. На органе Ярославской филармонии, к слову, можно даже воспроизвести пение соловья и крик совы, на его пульте
даже есть соответствующий регистр! Причем звук получается не за счет электронных элементов, а исключительно естественным образом.

— Но каким образом?
— Для воспроизведения соловьиного пения в системе органа есть совсем маленькая трубочка. В ней находится определенный объем воды, ее меняют только когда она полностью испарится. Звуковые колебания, проходя по этой трубке через жидкость, и выдают на выходе звук, крайне похожий на пение соловья.

— Профессиональному органисту требуется время, чтобы привыкнуть к незнакомому инструменту?
— То, как звучит орган, зависит не только от самого инструмента, но и от музыканта. Практически все существующие на сегодняшний день органы построены по одному принципу, различия минимальны. Отличаться они могут оттенками тона, звучать, к примеру, более мрачно
или наоборот — более торжественно. Вся разница в звуке. На это в основном и уходит время при знакомстве органиста с новым инструментом. Музыкант должен понять, как он звучит. Чем боль-
ше времени проводишь за пультом, тем больше понимаешь инструмент.

— Почему, на ваш взгляд, орган называют «Королем музыкальных инструментов»?
— Потому что он может передать все человеческие эмоции — от радости и счастья до печали и ужаса! Кроме того, это единственный инструмент, способный заменить целый оркестр и практически любой из музыкальных инструментов, входящих в него. Разве что за исключением арфы. Только на органе можно сыграть музыку из любой эпохи. В истории музыки существовали композиторы, которые писали на органе музыку для целого оркестра. Орган способен на все,
поэтому по праву считается королем инструментов.

Вернуться в раздел Пресса

Наши партнеры:






Новости
15/11/2017

Хроника IV Международного музыкального «Коган-фестиваля»

15 ноября 2017 г. в рамках фестиваля прошла торжественная церемония присвоения ДШИ №7 г. Ярославля и...
подробнее
15/11/2017

Хроника IV Международного музыкального «Коган-фестиваля»

14 ноября 2017 г. в 15:00 в рамках IV Международного музыкального «Коган-фестиваля» в Кр...
подробнее
Все Новости 
Отзывы
Главная  |  Новости  |  Афиша  |  Жанры  |  Коллективы и солисты  |  О филармонии  |  Зал  |  Зрителям  |  Порядок предоставления услуги в рамках соц.проекта "На высокой волне"   |  Фотогалерея  |  Видео  |  Рекомендации по действиям при угрозе террористичеcкого акта  |  Виртуальный тур  |  Версия для слабовидящих
(4852) 30-92-65
(4852) 30-56-65
yarart@mail.ru