Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Октябрь, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Октябрь, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

26.05.2023

Композитор Антон Веберн (1883 – 1945)

«Единственное преддверие музыки будущего». Композитор Антон Веберн (1883 – 1945).

Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача  становится все более огромной. – А. Веберн

Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн — один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода.
Первоначально А. Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, основам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. Уже первые сочинения, среди которых Идиллия для оркестра «В летнем ветре» (1901-04), – обнаруживают быструю эволюцию раннего композиторского стиля.
В 1902-06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете. Позднее, за диссертацию о творчестве фламандского композитора Генриха Изака (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.
Творческим кумиром А. Веберна становится его старший современник Арнольд Шёнберг. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией и во многом заимствует его традиции. В статье - посвящении «Учитель» Веберн ставит эпиграфом слова самого А. Шёнберга: «Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности — поощрять».
Новаторский стиль А. Веберна окончательно формируется в период 1907-09 гг.
Завершив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте, и в это время создал ряд своих значительных произведений: 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) — «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в том числе песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18).  В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн работает дирижером рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, Струнное трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано — Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 А. Веберн пишет только в додекафонной технике.

В 1932 и 1933 гг. А. Веберн выступил с двумя циклами лекций на тему «Путь к новой музыке», подразумевая додекафонию нововенской школы. А. Веберн анализировал всё то, что ведёт к додекафонии на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение А. Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки  веберновская твердость в отстаивании идеалов высокого искусства объективно воспринималась моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik». В последних сочинениях А. Веберна — Квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) — можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. Йоне А. Веберн призывал «колокол сердец» — любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы пробудить ее» (Вторая кантата, 3-я часть). Спокойно рискуя своей жизнью, А. Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки А. Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.
В центре мировоззрения Веберна — идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: «Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!» — восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник — непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы — картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция А. Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора полемизирует с Кантом, согласно которому «прекрасное есть символ прекрасно-доброго». В эстетике А. Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.
Из пометок в рукописи Квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы увлекали А. Веберна в процессе сочинения Рондо «Дахштайн»: снег и лед, кристально чистый воздух, вторая побочная тема — цветы высокогорья, далее — дети на льду и на снегу, свет, небо, в коде — взгляд в высокогорье. Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и терпкой остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость,  аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более — показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве А. Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и А. Берга, и А. Шёнберга, и вместе с этим остался истинным приверженцем новых тенденций в музыке. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.

По материалам Ю. Холопова

Календарь
Октябрь, 2024

Новости

Вход
Ваш отзыв