Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Июль, 2024
пвсчпсв
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Июль, 2024
пвсчпсв
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

26.05.2023

Композитор Антон Веберн (1883 – 1945)

«Единственное преддверие музыки будущего». Композитор Антон Веберн (1883 – 1945).

Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача  становится все более огромной. – А. Веберн

Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн — один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода.
Первоначально А. Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, основам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. Уже первые сочинения, среди которых Идиллия для оркестра «В летнем ветре» (1901-04), – обнаруживают быструю эволюцию раннего композиторского стиля.
В 1902-06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете. Позднее, за диссертацию о творчестве фламандского композитора Генриха Изака (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.
Творческим кумиром А. Веберна становится его старший современник Арнольд Шёнберг. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией и во многом заимствует его традиции. В статье - посвящении «Учитель» Веберн ставит эпиграфом слова самого А. Шёнберга: «Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности — поощрять».
Новаторский стиль А. Веберна окончательно формируется в период 1907-09 гг.
Завершив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте, и в это время создал ряд своих значительных произведений: 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) — «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в том числе песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18).  В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн работает дирижером рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, Струнное трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано — Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 А. Веберн пишет только в додекафонной технике.

В 1932 и 1933 гг. А. Веберн выступил с двумя циклами лекций на тему «Путь к новой музыке», подразумевая додекафонию нововенской школы. А. Веберн анализировал всё то, что ведёт к додекафонии на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение А. Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки  веберновская твердость в отстаивании идеалов высокого искусства объективно воспринималась моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik». В последних сочинениях А. Веберна — Квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) — можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. Йоне А. Веберн призывал «колокол сердец» — любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы пробудить ее» (Вторая кантата, 3-я часть). Спокойно рискуя своей жизнью, А. Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки А. Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.
В центре мировоззрения Веберна — идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: «Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!» — восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник — непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы — картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция А. Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора полемизирует с Кантом, согласно которому «прекрасное есть символ прекрасно-доброго». В эстетике А. Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.
Из пометок в рукописи Квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы увлекали А. Веберна в процессе сочинения Рондо «Дахштайн»: снег и лед, кристально чистый воздух, вторая побочная тема — цветы высокогорья, далее — дети на льду и на снегу, свет, небо, в коде — взгляд в высокогорье. Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и терпкой остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость,  аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более — показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве А. Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и А. Берга, и А. Шёнберга, и вместе с этим остался истинным приверженцем новых тенденций в музыке. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.

По материалам Ю. Холопова

Календарь
Июль, 2024
пвсчпсв
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Вход
Ваш отзыв