Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
май, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
май, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

07.08.2023

Композитор Николай Яковлевич Мясковский

Честный, бескомпромиссный, истинно русский интеллигент, на всём облике и делах которого – печать высочайшей духовности. -  О композиторе Н. Я. Мясковском (1881 - 1950)

«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском»,  – так говорил о композиторе один из его ближайших друзей академик Б. В. Асафьев.
Николай Яковлевич Мясковский — старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых её истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», — писал Б. В. Асафьев. В первую очередь это относится к жанру симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала «духовной летописью» его творческого пути. В симфонии кашли отражение размышления композитора о современности, которую наполнили бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг.
Жизнь Н. Я. Мясковского проходила через тяжелые невзгоды Великой Отечественной войны, а на закате дней ему довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении от 11 февраля 1948 г.
27 симфоний Н. Я. Мясковского — это путь, длиною в жизнь, трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности душевной красоты и мысли человеческой. Помимо симфоний Н. Я. Мясковский создал 15 симфонических произведений других жанров: концерты для скрипки, виолончели с оркестром, 13 струнных квартетов, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату, более 100 фортепианных произведений, сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (около 100 произведений), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Аластор».
Н. Я. Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Н. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной, но ее тяжёлая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», — писали впоследствии сестры Н. Я. Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».
Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Н. Я. Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. — во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты — фортепианные прелюдии — относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Н. Я. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений — это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», — писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился«с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации — на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Н. Я.  Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. И. Танееву с рекомендательным письмом от Н. А. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. М. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Н. А. Римского-Корсакова И. Крыжановским.
В 1906 г., втайне от военного начальства, Н. Я. Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории – 1911 г. – Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», — так характеризует их Б. В. Асафьев. Сам Н. Я. Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. С. Прокофьевым и Б. В. Асафьевым. Именно Н. Я. Мясковский сориентировал Б. В. Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? — писал он ему в 1914 г. С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».
Вместе с друзьями Н. Я. Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шёнберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов: появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.
В 1911 г. И. Крыжановский познакомил Н. Я. Мясковского с дирижёром К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Н. Я. Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За три года сотрудничества в журнале с 1911 по 1914 гг. Н. Я.  Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Н. Я. Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», — пишет Н. Я. Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»
После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Н. Я. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца две симфонии –  драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Н. Я. Мясковского прозвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Б. В. Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Н. Я. Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Симфония №5 вскоре принесла Н. Я. Мясковскому мировую известность.
С 1918 г. Н. Я. Мясковский живет в Москве и активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая её со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомпроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает с журналом «Современная музыка».
После демобилизации с 1921 г. Н. Я. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов: Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др. Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Н. Я. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, две фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета. Искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. им создано пять симфоний, в следующее десятилетие - одиннадцать. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Н. Я. Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.
От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Б. В. Асафьев характеризовал как «два течения — самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Н. Я. Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею — передать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии, где наблюдается попытка воплотить образ Степана Разина, Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенной значимостью отмечены  Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии — ярко контрастна, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая симфония Н. Я. Мясковского — один из самых правдивых и  впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за её цельность». – Б. В. Асафьев.
Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности.     
Не менее интересна Шестнадцатая симфония Н. Я. Мясковского — одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. С. С. Прокофьев, присутствовавший на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936, когда она впервые прозвучала под управлением венгерского дирижёра Эугена Сенкара, писал в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой».
Предпоследняя симфония Н. Я. Мясковского, что не вполне обычно, –  основана на древнерусских мелодиях. В письме Д. Кабалевскому от 18 июня 1948 года Николай Яковлевич сообщал: «Сейчас я связался с очень трудной задачей — пытаюсь соорудить симфонию на материале русского демественного пения (XI —XII) в расшифровке В. Беляева. Тем мало, приходится все время досочинять… Содержание песен такое: «плач странствующего», «стих о Рождестве», «стих грозный». Два первых вышли у меня почти плясовыми».
Путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, намечается от симфонии №21. прозвучавшей уже после кончины композитора. Он проходит через творчество военных лет, в котором Н. Я. Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без ложного пафоса. Таким и вошел Н. Я. Мясковский в историю советской музыкальной культуры – честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

По материалам сайта belcanto.ru

Календарь
май, 2024
Вход
Ваш отзыв