Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Декабрь, 2024
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Декабрь, 2024
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

06.06.2022

Творчество Якова Якулова

«Я музыкант. Сочиняю звуки. Играю. Езжу по свету. Смотрю на мир. Потом пытаюсь это каким-то образом интерпретировать в своей музыке...». – Яков Якулов  

Яков Якулов – композитор, создающий сложную интеллектуальную музыку, дирижёр, пианист, исполняющий собственные произведения, сын виртуозного скрипача Александра Якулова, которого называли «цыганский Паганини», внучатый племянник известного художника Георгия Якулова, доктор музыки Бостонского университета, США, обладатель девяти премий Американского общества композиторов, авторов и издателей, член Музыкального Национального общества США, музыкант уникального дарования. Его музыка в последние годы часто звучит на престижных фестивалях в  Тенглвуде (США), Эдинбурге (Шотландия), Авиньоне (Франция), “Kammerspille” (Мюнхен, Германия) и в исполнении лучших оркестров, таких, как “Dallas Symphony”, “Juilliard Orchestra”, “Boston Symphony”, “Jerusalem Symphony”.
Творческий путь композитора начался в четырёхлетнем возрасте, музыка всегда возникала в теснейшей связи с литературой, поэзией, живописью, гуманитарными науками, философией. Композитор утверждал, что излишняя вдумчивость неблагоприятна для музыкального искусства и может привести к показной поучительности, преобладанию внешнего изобразительного аспекта, отвлеченной от музыки содержательности, но тем не менее, его сочинения пронизаны нотами глубокого интеллекта. На творчество Я. Якулова огромное влияние оказывает драматический театр: в стенах различных московских театров, в которых композитор работал, начиная с 18 лет, были озвучены многие театральные постановки: «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева, «Тамада» по пьесе Александра Галина, «Собачье сердце» по повести М. А. Булгакова. Театр, по словам Я. Якулова, стал вихрем отражения в музыке красочности, динамичности, мгновенности происходящих событий.
Источником вдохновения для композитора становится Армения – родина его предков, страна, где всегда незримо присутствуют его сердце и душа. О музыкальном искусстве этой страны композитор отзывается поэтично: удивительная нежность при всём этом камне. Собственные сочинения, создаваемые композитором во время пребывания в Армении, – всегда являют собой новый уровень творческой глубины и эстетического богатства музыки.
Армения для Я. Якулова – страна, во многом открывшая композитору путь в профессиональный музыкальный мир. С невероятным благоговением Я. Якулов говорит об армянской композиторской школе: его внимание привлекли один из выдающихся армянских композиторов ХХ столетия Авет Тертерян, пишущий не похожую ни на что космическую музыку, Михаил Кокжаев, смело заявивший о себе Концертом для виолончели, фортепиано и оркестра. Достижения армянской музыкальной культуры по мнению Я. Якулова колоссальны, поскольку концентрируются на общей культуре, архитектуре Армении, бережном отношении к культурному наследию, из поколения в поколение сохраняющем национальную неповторимость армянского народа.
Впервые побывав в Армении в 1985 году по приглашению написать музыку для Государственного  симфонического оркестра Армянской ССР под управлением Ваагна Папяна к 100-летию со Дня рождения художника Георгия Якулова, композитор создал Сонату для виолончели и посвятил её другу своего отца, виолончелисту Геронтию Талаляну. Премьера – воссозданный сыном виолончелиста – Арамом Талаляном – рукописный текст Сонаты  – состоялась спустя много лет в рамках сольного авторского концерта Я. Якулова. Некоторые сочинения, такие как Сюита, написанная композитором для музыкантов дуэта виолончели и фортепиано Ars Lunga Арама Талалян и Джульетты Варданян, Концерт для фортепиано с оркестром №2, написанный для Джульетты Варданян, Концерт для альта с оркестром, созданный для Яны Дарян, были удостоены мировой премьеры на армянской сцене и были исполнены лучшими музыкантами.
Я. Якулов был и остаётся в своей музыке глубоким философом. Армянский ландшафт обнимает виноградной лозой, солнце с теплотой благожелательно смотрит на людей. Каждое дерево – древний и самый загадочный коренной житель Армении, способно поведать о многом. Армянская музыка – это внешне подвижная застывшая глубокая архаика, связь между землёй и небом, между древней историей и современностью – то, что отсутствует в русском искусстве, пронизанном ощущением сиротства, покинутости, и в американском, развивающимся в ногу с промышленной цивилизацией.
По мнению композитора, в музыкальном искусстве любой эпохи совершенно неприемлемы безразличие, порождающее скуку и уныние. Искусство должно вызывать эмоции, взрывать, провоцировать критику на восторженно-хвалебные либо негативные, уничижительные отзывы, но безразличие это – всегда – конец для музыкального произведения. Композитор предпочитал сохранить первозданный облик своих сочинений по той причине, что они отражали мир и убеждения композитора того времени, в которое создавались. Музыка для Я. Якулова – это и есть самый первый творческий импульс, который необходимо в тот же момент зафиксировать на бумаге. Композитор никогда не редактировал написанное, но предлагал исполнителям выполнить любого рода сокращения на их исполнительский вкус. После подобных редакторских вмешательств сочинения, как правило, становились лаконичнее, убедительнее.
Самым главным в композиторской профессии Я. Якулов считает процесс написания и огромное удовольствие от проделанной работы.

Календарь
Декабрь, 2024
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Вход
Ваш отзыв