Алла Аносовская12 мая. 2022«Грёзы о России»
Хочется написать о впечатлениях от программы «Грёзы о России», которую вчера мы увидели на сцене филармонии.
В афише она определена как музыкальная история. Так и есть.
Но то, что мы увидели, хочется назвать музыкальным спектаклем. Спектаклем о русских певцах на чужбине. Всем известны эти имена – А.Вертинский, Н. Плевицкая, Ю. Морфеси, П. Лещенко и многие другие.
Эта программа была очень продумана и хорошо собрана, Слово, звучавшее с экрана в глубине сцены – было уместно, оно кратко обрисовывало судьбы этих артистов на страшном переломе истории. На нас смотрели и их лица. Но главным вчера было пение. Петое слово, обращённое прямо к нашей эмоции, Ведь мы слушаем сердцем, это самый краткий путь к человеку.
Эмиграция – вечная русская тема. Нам всем приходилось не раз читать воспоминания русских изгнанников, как в 20-30-х годах в Париже, Берлине или Марокко они сознательно жили «на чемоданах», не желая оседать на чужой земле, не принимая ни чужого гражданства, ни обычаев, ни нравов. Они жили верой, что сила, обрекшая их на скитальчество, вот-вот сгинет, и они скоро вернутся.
Но они не вернулись – теперь мы знаем, почти никто не вернулся. Сроки эмиграции оказались слишком велики, а «железный занавес» непроницаем. Связью с Родиной для них стала музыка. Удивительно, но певцы, чьи имена звучали вчера – кто прямо. кто опосредовано были связаны c Л.В.Собиновым или Ярославлем.
В знаменитом московском артистическом кабаре-клубе «Алатр», председателем которого был Собинов, зачинались карьеры Александра Вертинского, Веры Холодной.
Надежду Плевицкую Собинов впервые увидел и услышал в ресторации Наумова на Нижегородской ярмарке в 1909 году и вывел её на большую сцену. Вместе они пели на дворянском рауте в Ярославле, подготовленном для царской семьи в мае 1913 года – по случаю 300-летия Дома Романовых.
А Юрий Морфесси летом 1918 года ехал в Ярославль на гастроли, а попал на войну, и писал о том, какая кровавая трагедия разыгралась в этом «дивном волжском городе».
Все эти люди оказались без Родины, кто-то умер на чужбине, кто- то, как А.Вертниский вернулся.
Их судьба, их песни, в которых явно и или неявно звучала тоска по родине - всё это мы услышали, почувствовали, на это откликалась душа.
А потом мы увидели и кресты, много крестов с русскими именами на парижском русском кладбище Сент-Женевьеев-де-Буа, и тут уже дошло до слёз.
Спасибо за этот спектакль прекрасной Альбине Хрипковой и музыкантам – Ансамблю солистов под управлением Михаила Бушуева.
Браво!