Вчера на сцене Ярославской филармонии мы увидели оперу С.В.Рахманинова «Алеко» в концертном исполнении.
Либретто оперы принадлежит Вл. И. Немировичу-Данченко, и эта работа не была для него случайным эпизодом.
В начале 1890-х годов у него был большой интерес к опере. Он испытал восторг от постановки «Сельской чести» П. Масканьи , которую увидел в театре Корша весной 1891 года. Это была итальянская труппа, в которой пели Ф. Литвин и А. Мазини. Владимир Иванович объяснял успех оперы тем, что там - народные типы, сочный бытовой колорит, живая драма, где «всё кипит». Либретто «Алеко», написанное Немировичем-Данченко, по мнению критиков, и было навеяно «Сельской честью», положившей начало веризму.
Как удачно всё получилось, что на сцене ярославской филармонии мы увидели сначала «Сельскую честь» (в январе), а вчера «Алеко». Это было кульминаций всех ожиданий, ведь все последнее время - мы двигались к «Единому дню Рахманинова», и он случился - и день, и юбилей и, наконец-то, «Алеко».
Вот он и был вчера - веризм - в чистом виде. Драма-драма.
Л.Собинов собирался петь эту оперу, готовил её. Его лишь огорчало, что партия Молодого цыгана невелика. В итоге, опера не появилась в собиновском репертуаре, но в его концертных программах музыка из этой оперы звучала, вот только Собинов исполнял «Песнь Алеко».
Как убедительны были вчера все певцы-актёры. Какая концентрация любви, ненависти, ревности - всё как у А.Пушкина - «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».
Как хороша была Земфира - Альбина Хрипкова, какой характер, какие эмоции - ирония, насмешка, вспышка гнева, и никакого раскаяния. Опять любовный дуэт с Григорием Голицыным, как и в «Сельской чести».
Как и в «Сельской чести» у тенора тут есть романс Молодого цыгана, который исполняется за сценой. Он очень красив, и всё же Собинов был прав, партия Молодого цыгана при всей её красоте, не так ярко обрисована, как у других героев. Тут пылкое чувство, мольбы - любить, лобзать. А у Алеко - Александра Суханова - мрачная страсть и решимость - умри! Умрите оба, в итоге.
Девятнадцатилетний мальчик написал за 17 дней оперу о сильной страсти, любви, отчаянье, смерти - «трагедию в народном духе», как о ней писали. И вчера мы такой её и увидели.
И хочется сказать певцам-артистам: - вы все были великолепны! Но сердце своё отдаю Земфире - Альбине Хрипковой.
Теперь очень хотелось бы увидеть оперу в декорациях, костюмах, с хором и плясками!
Артистам - Браво!